Йогатерапия. Классика и современность.

  Йога, направленная на исцеление тела, — модное и успешное направление, привлекающее внимание своей эффективностью жителей разных частей света. Но мы прекрасно осознаем, что не всегда наука йоги была настолько ограничена рамками восстановления здоровья человека. Наличие болезней, мешающих освоить медитативные асаны и отвлекающих от концентрации на внутренних, тонких процессах рассматривалось древними как препятствие для практики йоги.

  С подобными проблемами в древней Индии призвана была справляться многовековая наука ведической медицины — Аюрведа, принципы лечения в которой были разработаны на основе признания тождества процессов, происходящих в макрокосме и микрокосме (то есть в человеческом теле) — это процессы взаимодействия пяти стихий или таттв. При полной согласованности работы трех основных элементов — вайю (воздуха), питты (органического огня) и капхи (воды) и отсутствии нарушения их функций — никакая болезнь в теле возникнуть не может.
  Каковы же причины нарушения этого равновесия?

  Все достаточно просто. Основная причина — отклонение от естественного, заданного от начала сотворения мира пути человека к своему истинному предназначению — постижению себя как Высшего, бессмертного духа. Изначально были заданы условия, в которых должно происходить это постижение — это и наличие материального тела, хрупкого и ненадежного сосуда, помещенного в определенные условия окружающей среды; постоянное взаимодействие с другими индивидуумами или более тонкими существами; неумолимое действие закона причинно-следственной связи, или кармы; наличие пространственно-временных структур — существование майи, иллюзии, в которую человек полностью погружен. Все это — просто правила игры.

  В результате невежества, непонимания и неприятия законов существования всей системы мироздания человек своей волей идет против правил, устанавливая взамен свои, более устраивающие его Эго.
  Мы спим, когда уже светло; работаем, когда тело нуждается в отдыхе; едим продукты, от которых чувствуем себя впоследствии тяжелыми, уставшими, больными — только потому, что их вкус вызывает у нас непродолжительное приятное ощущение; загрязняем свою речь обидными и бранными словами, ложью; излишне напрягаем зрение и ум бесконечным потоком визуальной информации; неспособны к искренним проявлениям чувств — нам трудно похвалить или обнять другого человека. Мы позволяем себе проявлять и накапливать негативные эмоции, такие как обида, гнев, страх. Чрезмерное потребление и поощрение вредных привычек, навязанных социумом, ведет к перегрузке основных органов чувств.

  Все эти факторы препятствуют гармоничному проявлению стихий, приводят к нарушению потоков праны, энергии в человеческом теле. Энергетические же структуры, являющиеся и центрами действия стихий, регулируют деятельность органов, отделов нервной системы и секреторную активность эндокринной системы. Соответственно, любые нарушения в потоках праны будут отображены в плотном теле появлением различных болезненных состояний. Конечно, это процессы, растянутые во времени, и, к сожалению, не всегда удается четко проследить какая именно причина, какое нарушение законов существования привело к конкретной болезни. Поэтому мы обычно принимаем желаемое за действительное: простудился, потому что сыро на улице, но не потому, что позволяю себе сорвать злость на ком-то, находящемся в подчиненном по отношению ко мне положении — это просто пример...

  Современная медицина предлагает нам методики устранения внешних проявлений болезни, не вникая в суть происходящего, не пытаясь устранить саму причину, что обязательно приведет к тому, что сбой в системе организма будет проявлен в другом «слабом» месте человеческого тела. Аюрведа же, наряду с прямым воздействием на пораженные органы и системы, направлена на устранение и самих причин: на избавление от вредных привычек и пристрастий; негативных проявлений эмоций; соблюдение естественного режима дня и грамотного распределения нагрузок и обязанностей; соблюдение принципов здорового питания; неправильного использования и снятия излишней нагрузки с органов чувств. Для этих терапевтических целей использует Аюрведа и многие йогические практики.

  Какие же практики йоги используются в терапевтических целях?

  Асаны — статические позы тела, имеющие и динамическую начальную фазу вхождения в определенное положение, предназначены для всесторонней тренировки и развития опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Особенно важно сохранять полную осознанность во время практики асан — подобное перенаправление внимания будет приводить к психо-эмоциональной разгрузке, являющейся неотъемлемым условием для выздоровления.

  Мудры – положения тела, которые в отличие от асан обеспечивают углубленную целенаправленную проработку органов и систем, особенно мощно воздействуя на эндокринную систему и распределение крови в теле.

  Пранаямы — используются простые их формы и модификации, имеющие терапевтическое значение. Только пранаяма может очистить и наполнить силой структуры, подготовленные посредством практики асан и мудр. Осознанное дыхание должно быть встроено и в практику асан и мудр — движение всегда следует за дыханием.

  Крийи — внутренние и внешние очистительные процедуры. Используются также облегченные методики, адаптированные к возможностям практикующих — очищение водой, воздухом, внутренним огнем, солнечным светом, купанием и голодом.

  Практики отвлечения чувств, концентрации и медитации — они будут доступны в том случае, если основные проблемы с физическим телом будут решены с помощью перечисленных ранее методик. Эти практики помогут устранить дисбаланс на более тонком, ментальном плане, устранить истинные причины, приводящие к появлению болезней.

  Современная йогатерапия предъявляет определенные требования к практике:
  — безопасность — исключение техник, негативно влияющих на течение заболевания;
  — эффективность — применяемые техники должны приводить к положительному эффекту за максимально короткое время;
  — доступность — любой занимающийся должен суметь легко воспроизвести облегченные техники, не затрачивая на это месяцы и годы тренировок;
  — практики в режиме комфорта — не допускаются болевые ощущения, одышка, сердцебиение, головокружение или слабость;
  — постепенное наращивание нагрузок и амплитуды движения, всегда идем от простого к сложному.

  Можно придерживаться классических методик оздоровления с помощью йогических практик или соблюдать все ограничения, накладываемые современными тенденциями йогатерапии, или пытаться найти «золотую середину» — это возможно решить только индивидуально, ведь каждый человек и каждый случай заболевания уникален.

  Я считаю, что главный залог успеха в терапевтическом воздействии практик — это готовность самого практикующего меняться, прикладывать к достижению цели определенные усилия, его степень осознанности и веры в то, что работая над устранением истинных причин его состояния — все возможно исправить. Здоровы корни — здорово и дерево.

автор: Юлия Сауленко

Поделиться с друзьями