Горе от ума. Так ли это, или Для чего вспоминать прошлые жизни?

Сразу стоит оговориться, что горе, конечно, не от ума, а от его избыточного преобладания во всём. Ум, безусловно, полезный и необходимый инструмент. Но мало кому удаётся удержать его на своём месте. Прикрываясь заботой о нашем же интересе, наш ум начинает доминировать над чувствами, интуицией, разумом или сознанием и поставить его на место оказывается не так-то просто. С другой стороны, в меру деятельный, живой и гибкий ум – ценная находка для человека, работающего со своим сознанием.

Посмотрим на проблему взаимодействия ума с личностью человека немного с другой стороны. Практик йоги, вставший на путь духовного развития, оказывается лицом к лицу со своими ограничениями: здесь что-то не гнётся в теле, там не удаётся контролировать свой гнев. То лень обуяла, то чрезмерное усердие на фоне недостаточной пока осознанности увело в сторону от цели (спасибо, что не покалечило…). И, выныривая в адекватность после очередного такого омрачения, практик иногда становится способным задать себе вопрос: «А почему всё происходит именно таким образом и какой во всём этом смысл?»

В процессе поиска ответов на свои вопросы к практику может прийти осознание, что то, что является его проблемой сегодня, формировалось и вызревало в виде кармы в его прошлых жизнях, а его теперешнее состояние – суть результат движения по инерции из его прошлых воплощений. Иными словами, все мы – производные нашего прошлого окружения: мы формировали его, оно форматировало нас из воплощения в воплощение, много-много раз, пока не получился наблюдаемый в текущей реальности результат.

Плохая новость состоит в том, что, практически, мало кому удаётся за одну человеческую жизнь практиками йоги отработать свою карму (как максимум) и не наплодить новой негативной кармы (как минимум). Уже в древности йогины искали способы продления жизни, чтобы успеть достигнуть поставленных целей. Ведь искать заново, вслепую эффективные методы разгребания кармических завалов (Авгиевых конюшен) – задача неблагодарная и малоперспективная. Йогин ищет, а жизнь-то проходит…

И здесь первая приятная новость состоит в том, что из прошлых жизней мы тащим не только груз кармы, которую необходимо отработать. Мы еще имеем доступ к огромному багажу опыта своей Живатмы, к ее наработкам. Доступ теоретический, потенциальный, но он реально существует как возможность увидеть свою суть. Идея вспоминания прошлых жизней заключается в попытке осознать, заново открыть для себя эффективные способы работы над собой и трансформации себя и реальности вокруг. Способы, наработанные тобою же за многие воплощения. Способы, помогающие тебе экономить единственный не восполняемый в этом мире ресурс, – отпущенное тебе время жизни. Способы, квинтэссенция которых и есть твоя Живатма – бессмертная, цельная и неделимая основа Бытия.

Но от большинства людей точка доступа к своей сути запрятана за семью печатями, сокрыта в лабиринте Минотавра. Из чего же состоит этот лабиринт Мары? Это различные конструкции ума: заржавевшие ментальные концепции, неэффективные мыслительные стереотипы, ограничивающие шаблоны поведения и вредоносные паттерны реагирования на входящие ситуации, а также прочие омрачения нашего раздувшегося до неприличных размеров ума. И эти наслоения – это реальный лабиринт. Ум очень изворотлив, он очень живуч и постоянно ускользает. Его чрезвычайно трудно загнать в угол и поставить на место. Он постоянно подтасовывает факты и подсовывает готовые решения, якобы для твоей же пользы. Логика – его главное оружие, но не основное. Есть еще лесть, обман, туман, жалость и прочие химеры сознания.

Лабиринт из ограждающих конструкций ума навёрнут вокруг нашей Живатмы, как листы капусты в тугом кочане вокруг ее сердцевины (кочерыжки). Чтобы успеть пройти по такому лабиринту (кстати, в нём света нет совсем, зато где-то рыщет Минотавр, и не один, их там целая компания рыщет) нужна путеводная нить Ариадны. Для практикующего йогина эта спасительная нить – Випассана. Настойчиво и регулярно применяя практики концентрации и замедления дыхания, практикующий становится способным, подобно гусенице, прогрызть все листы ментальных наслоений и добраться до своей сути. Добраться, чтобы стать бабочкой. Добраться, чтобы научиться летать и перестать ползать. Добраться, чтобы добавить новое измерение к реальности своего существования. Это прекрасная цель, наверное, единственно достойная цель человеческого воплощения: суметь вспомнить свою суть и постараться взлететь выше, к ещё неизведанному и прекрасному, ведь конца в восходящем развитии нет.

Зато есть конец, и он вполне печален, при нисходящем пути, т.е. при деградации. И в этом состоит самая главная трудность. Человек – это такое существо, которое не любит работать, которое просто ненавидит работать, особенно работать над собой. Но еще больше оно ненавидит, когда ему причиняют боль. Боль для человеческого существа невыносима и неосознанно человек старается эту боль избегать всеми доступными способами. Потому что боль напоминает о смерти, а смерть ужасна и поэтому в обществе она табуирована. Это вторая плохая новость.

Но в этом месте мы находим и вторую приятную новость (точнее это наш ум нам её показывает, чтобы мы не страдали дальше): сознательными усилиями мы можем нашу боль пережить. Практиками йоги мы может трансформировать боль от продвижения к своей сути в энергию для этого же движения. Ведь закон накопления тапаса через аскезы на коврике и в жизни никто не отменял. Осознанная работа со своей болью, контролируемая трансформация её в энергию продвижения к своей самости и даёт искомый результат: окончательное и бесповоротное осознание себя. Осознание короткое как вспышка, потому что следом накатывает неизбежное растворение в Абсолюте… Но это уже совсем другая история.

А пока… Пока весь гной негативности не выйдет на поверхность, рана будет болеть, а ты не станешь адекватным преподавателем йоги. Без метода ты можешь сколь угодно долго наворачивать круги вокруг капусты и даже уже внутри неё. Твой ум будет всё время маячить перед твоим носом муляжом кочерыжки, отводя тебе глаза. Помочь человеку по-настоящему со стороны невозможно, пока он сам серьёзно за себя не возьмётся, т.е. не пустит накопленную личными практиками энергию в обход всевозможных лярви ловушек ума на достижение своей сути. Эффективные алгоритмы самосовершенствования, найденные однажды тобою же в прошлых жизнях, отточенные в практике последующих за этим воплощений и безусловно подходящие лично под тебя, то, что лично тебя уже не раз спасало и продвигало постепенно всё выше и дальше по пути саморазвития, в случае своего вспамятования поможет тебе и в этом воплощении сделать свой следующий шаг. И тогда твой саботирующий и лживый ум станет, наконец, конструктивным и позитивным помощником.

В заключение приведу отрывок из притч царя Соломона: «Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия…» стали спрашивать его о многом и главном. Соломон ответил на все возникшие вопросы… «И, посмотрев на всех с любовью, он добавил: — Но многое еще вам откроет Безмолвие… Только будьте Собой!».

Практикуйте Випассану. Сидите, молчите и заглядывайте в себя, так глубоко, как сможете… Заглядывайте настолько глубоко, насколько у вас хватит смелости. Помните о смерти – готовьтесь к перевоплощению.

автор: Дмитрий Зедгенизов

Поделиться с друзьями